ЗАПОРОЖЬЕ

 

Индустриализация Запорожья

Планы индустриализации

В конце 1920-х годов в Советском Союзе, развернулось бурное промышленное строительство. Это был настоящий индустриальный штурм. Коммунистическое правительство в 1920 году приняло план ГОЭЛРО (Государственный план электрификации России) - первый план развития народного хозяйства.

Чуть ли не наибольшей строительной площадкой в СССР была Украина и ее новый индустриальный центр - город Запорожье, как с 1921 года стали называть Александровск.

Здесь началось создание мощных металлургических заводов. Но для огромных предприятий нужно очень много электроэнергии. Где же ее брать?

Было решено построить на Днепре мощнейшую в Европе гидроэлектростанцию - Днепрогэс по проекту И.Г. Александрова.

Бетонная дуга плотины должна была перекрыть реку, благодаря чему под водой оказывались многочисленные днепровские пороги выше по течению. Это означало, что эти места впервые становились безопасными для судоходства. А могучий Днепр, прорываясь с высоты 37,5 метров верхнего бьефа плотины через гидротурбины, должен был отдать им свою мощную силу, которая превращалась в электрический ток.

Днепробудовцы пользовались консультациями американских специалистов. Они предложили сделать плотину в форме дуги. Это должно было дать более эстетичный вид и больший слив воды, что особо ценно во время половодий. Американцы также посоветовали переместить шлюзовой канал ближе к реке, что уменьшило объем подрывных работ.

Но руководить самой большой стройкой в мире должны сами. Главным инженером Днепробуда назначили Е.В. Веденеева, а начальником Днепробуда стал талантливый инженер и организатор А.В. Винтер.

Американский консультант Томсон говорил о нем: "Таких, как он, можно пересчитать по пальцам. Он - полководец". Имя Винтера сегодня носит замечательный бульвар, который берет свое начало от плотины на Правом берегу Запорожья.
 

Большое строительство

Настал 1927-й год. Отовсюду съезжались тысячи людей. Многие из них ехали добровольно. Они стремились принять участие в сооружении не только Днепрогэса и запорожских предприятий, но и в строительстве новой жизни. Советские люди верили, что добросовестная работа, упорство в работе помогут создать условия для счастливого будущего не только их самих, но и их детей и внуков. Верили, что неустроенный быт, недостаток необходимых вещей - только "временные трудности".

Кроме добровольцев, работали на Днепробуде и крестьяне, которых согнали из окружающих сел. Всего на строительстве было больше 60 000 человек.
 


Так начиналось сооружение плотины Днепрогэс
 

А.В. Винтер настаивал на первоочередном строительстве жилья для днепробудевцев, столовых, школ, бань и туалетов. Это было удивительно для советских времен, потому что потребностями людей интересовались в последнюю очередь. Понятно, обеспечение жильем, другие бытовые проблемы оставались очень острыми, но их старались решить.

Чтобы кормить днепробудовцев, была построена самая большая в мире "фабрика-кухня", которая работала почти без перерыва в 5 смен. Здесь за день питалось до 15000 человек! Но продуктов не хватало, поэтому на каждого человека выдавали специальные карточки. По таким карточкам рабочий мог получить 800 граммов хлеба в день, студент - лишь 400 граммов.

Много техники работало на строительстве, но ее не хватало. Недостаток техники компенсировали тысячи людей, мужчин и женщин, которые возили грунт в тележках, замешивали бетон ногами. А его надо было уложить 427 тысяч тонн!

Днепробудовцы должны были превысить мировой рекорд по темпам строительства, который было установлен во время сооружения Вильсоновской плотины в Соединенных Штатах Америки. Здесь было уложено 380 000 тонн бетона за строительный сезон. Правда, в Америке работало намного больше техники. Но рекорд был нужен советскому руководству для того, чтобы доказать "преимущества" социалистического порядка в СССР. Советский Союз стремился стать индустриальной, а значит - и военной мировой сверхдержавой.

По всей стране были известны имена советских строителей-рекордсменов. Бригады девушек-бетонщиц Жени Романько и Марии Белик укладывали за смену 18 тысяч кубометров бетона вместо плановых 8 тысяч; бригадир водолазов Павел Орлов провел под водой 1700 часов.

Гигантсткую плотину строили сразу с обоих берегов Днепра, соревнуясь, где быстрее будет выполнен производственный план. На том берегу, где в течение дня удавалось выполнить норму по укладке бетона, зажигалась большая звезда. Неистовый темп не могли остановить ни травмы, ни даже гибель рабочих вследствие несчастных случаев.
 


Укладка бетона на строительстве Днепрогэса
 

Почти одновременно с сооружением Днепрогэса в Запорожье развернулось строительство металлургического комбината "Днепросталь" (сейчас это - комбинат "Запорожсталь").
 


В степи под Запорожьем.
Место строительства будущей "Запорожстали"


Начало строительства "Запорожстали"
 

Неслыханное строительство посещали Максим Горький, Владимир Маяковский, Остап Вишня, Владимир Сосюра, Сергей Сергеев-Ценский, французский писатель Анри Барбюс и много других. Выдающиеся литераторы стремились "подзарядиться" энергией грандиозных преобразований, которые происходили на запорожской земле.

Несмотря на трудную ручную работу в жару и холод, бытовые нелады Днепрогэс и запорожские заводы строились.

Торжественное открытие Днепровской гидроэлектростанции состоялось 10 октября 1932 года. Когда через 7 лет была введена в строй последняя турбина, мощность Днепрогэса составляла 560 000 киловатт.

12 июня 1933 года Днепровский алюминиевый завод, построенный в Запорожье за 3 года, дал первый в СССР алюминий.

В ноябре 1933 года стала в строй первая доменная печь завода «Запорожсталь" - самого большого в Европе.

Одновременно обновлялись другие запорожские предприятия. На заводе "Коммунар" в 1930 году были изготовленны первые в СССР комбайны. Благодаря "Коммунару" уже в 1932 году страна перестала покупать комбайны за границей.

Рядом с заводами строился и новый город.
 


Первый в СССР комбайн "Коммунар" во время демонстрации около Кремля в Москве
 

Новый город

Хотя быстро возрастали барачные поселки, проблема жилья была очень острой. Поэтому не только бараки, но и кинотеатры и клубы, большие частные дома, даже бывшие костел и синагога были заселены молодыми людьми.

Было мало транспорта, поэтому люди шли к месту работы пешком 3-5 километров.

С 1928 года начали строить первые капитальные одноэтажные дома на правом берегу Днепра, возле гидростанции, которая строилась. С 1929 года началась застройка центральной магистрали нового города на левом берегу - так называемый 6-й поселок.

В 1932 году чуть ли не впервые в стране был разработан генеральный план застройки всего города.

В Запорожье работали зодчие из разных стран, которые исповедовали горячий стиль эпохи - конструктивизм.

Некоторые архитекторы использовали другие стили. И все же разным авторам удалось создать единый ансамбль. Построенный тогда район от современной площади имени Ленина до площади 12 апреля получил название "социалистического города", или сокращено - "соцгорода".

Велось в городе и индивидуальное строительство. Так возникли рабочие поселки: Первомайский, Зеленый Яр и т.п.

В начале 1939 года была образована Запорожская область и город Запорожье стал областным центром. Это содействовало развитию предприятий, транспорта, учебных заведений, культуры.

Тысячи специалистов выпустили запорожские машиностроительный и педагогический институты, созданные на базе техникумов. Открылись десятки дворцов и домов культуры. Для жителей и гостей города работали украинский драматический театр имени М.К. Заньковецкой, Запорожская областная филармония, государственный цирк.

Улучшалась работа транспорта. Длина трамвайных линий в городе составила 75 километров. Парки, скверы и сады занимали площадь 325 гектаров.

Но уже тогда, в довоенном Запорожье, как писал советский поэт, вместо мещанского запаха лугов был слышен индустриальный запах мощных заводов. В самом деле, если посмотреть на современную карту Запорожья - видно, что заводы оказались едва ли не в геометрическом центре жилых кварталов города. Почему так произошло?

По легенде (есть легенды и советских времен!), к большевистскому вождю Сталину обратились с проектом строительства заводов на расстоянии от жилых домов. Между ними и индустриальными гигантами Запорожья планировалось разместить защитную полосу зеленых насаждений. Рабочих должен был доставлять к предприятиям скоростной трамвай. И.В. Сталин сказал: "Советский рабочий должен попадаться на свой завод пешком!" Вот и стоят с того времени заводские трубы почти возле окон домов.

Это - легенда, а в действительности и индустриальный комплекс на берегах Днепра, и город Запорожья в 1930-е годы развивались неслыханными темпами.

А потом была война...
 

Источники: "Історія рідного краю: Запорізька область" Щупак І.Я.

 

  История Запорожья
- История Александровска
- История улиц Александровска-Запорожья
- Запорожье в оккупации
- Индустриализация Запорожья

Герб Запорожья:


Флаг Запорожья:

Запорожская область:
- Гербы районов
- Флаги районов
- Карты районов
- Расположение районов
- Заповедники Запорожской области
- Памятники природы
-
Отели, гостиницы районов Запорожской области

Расположение:

Районы Запорожской области:
- Акимовский район
- Бердянский район
- Васильевский район
- Великобелозерский район
- Веселовский район
- Вольнянский район
- Гуляйпольский район
- Запорожский район
- Каменско-Днепровский район
- Куйбышевский район
- Мелитопольский район
- Михайловский район
- Новониколаевский район
- Ореховский район
- Пологовский район
- Приазовский район
- Приморский район
- Розовский район
- Токмакский район
- Черниговский район


Карта Запорожской области:
- Карта Акимовского района
- Карта Бердянского района
- Карта Васильевского района
- Карта Великобелозерского района
- Карта Веселовского района
- Карта Вольнянского района
- Карта Гуляйпольского района
- Карта Запорожского района
- Карта Каменско-Днепровского района
- Карта Куйбышевского района
- Карта Мелитопольского района
- Карта Михайловского района
- Карта Новониколаевского района
- Карта Ореховского района
- Карта Пологовского района
- Карта Приазовского района
- Карта Приморского района
- Карта Розовского района
- Карта Токмакского района
- Карта Черниговского района

- Главная сайта
- ФОРУМ
- Карта сайта

Карта
Запорожской области:


 

Сайт создан и поддерживается силами ТО "ZаБор-Entertainment"
Все права защищены.