6 августа 1945 года было впервые использовано ядерное оружие. В 8 часов 15 минут американский бомбардировщик Б-29, названный «Энола Гей» по имени матери командира экипажа, сбросил атомную бомбу «Малыш» с тротиловым эквивалентом 20 тысяч тонн на японский город Хиросиму. Бомба взорвалась на высоте 580 м над городом, 66 тысяч человек погибли в момент бомбардировки, 69 тысяч ранены, в дальнейшем от радиационного поражения в Хиросиме умерло несколько сот тысяч человек, уничтожено 67 процентов города.
Первые фотографии Хиросимы:" Я колебался минут 20, прежде чем сделать снимок"
В 1945 году Мацусигэ Ёсито было тридцать два года, и он работал фотографом в газете "Тюгоку" в Хиросиме. Когда упала бомба, он был у себя дома в Мидори-тё, в 2,7 километрах от эпицентра. После бомбардировки он ходил по городу и сделал семь (две оказались засвечены) фотографий, которые стали важными историческими документами. Он - автор единственных дошедших до нас снимков, сделанных в Хиросиме в день атомной бомбардировки 6 августа 1945 года.
Вот его свидетельство.
"Я как раз позавтракал и собирался пойти в газету, когда это случилось. От проводов в помещении произошла вспышка, как будто ударила молния. Я не слышал никаких звуков, как бы это сказать, мир вокруг меня словно стал ярко-белым. И меня на мгновение ослепило, как будто у меня прямо перед глазами сработала магниевая вспышка. Сразу после этого пришла взрывная волна. Я был голый до пояса, и взрывная волна была такая сильная, что меня как будто одновременно проткнули сотни иголок. От взрыва пробило большие отверстия в стенах первого и второго этажа. Из-за грязи я едва мог разглядеть комнату. Я вытащил камеру, взял с собой две фотоплёнки на 24 кадра и выданную армейской штаб-квартирой одежду из-под кучи обломков и оделся. Я решил, что пойду либо в газету, либо в штаб-квартиру. Это было примерно через сорок минут после взрыва. Возле моста Миюки есть полицейская будка. Большинство собравшихся там пострадавших были школьницы из Хиросимской бизнес-школы для девочек и Хиросимской средней школы №1.
Третье фото сделано после четырёх часов дня. Офицер полиции Фудзита выписывает сертификаты бедствия для жертв бомбардировки. Те, у кого были такие сертификаты, имели право на паёк и предметы первой необходимости из чрезвычайных запасов.
Их собрали, чтобы эвакуировать помещения, и они были на улице, когда упала бомба. Они попали под прямое воздействие тепловых лучей, так что они были покрыты волдырями размером с мяч на спинах, на лицах, на плечах и на руках. Волдыри начали лопаться, и кожа у них свисала лохмотьями. У некоторых детей ожоги были даже на ступнях. Они потеряли обувь и им пришлось бежать босиком через огонь. Когда я это увидел, я решил, что сфотографирую это, и поднял камеру. Но я не мог щелкнуть затвором, потому что картина слишком брала за душу. Хотя я пострадал от той же бомбы, у меня были только мелкие травмы от осколков стекла, а эти люди умирали. Наверное, я так колебался минут двадцать, но наконец нашел в себе мужество сделать один снимок. Потом я прошёл четыре или пять метров вперёд, чтобы сделать второй снимок. Я и сегодня помню, как видоискатель затуманился от моих слез. Мне казалось, что все смотрят на меня и думают: "Он нас фотографирует и ничем нам не поможет". Но мне надо было щёлкнуть затвором ещё раз, так что я набрался твёрдости и наконец сделал второй снимок. Наверное, те люди решили, что я должным образом хладнокровен. Потом я увидел сгоревший трамвай, который только что завернул за угол в Камия-тё. В вагоне ещё были пассажиры. Я поставил ногу на ступеньку вагона и заглянул внутрь. В передней части вагона было человек пятнадцать или шестнадцать. Они лежали мёртвые друг на друге. Камия-тё очень близко к эпицентру, всего метров двести. С пассажиров содрало всю одежду. Говорят, что когда человек в ужасе, он дрожит и волосы у него встают дыбом. И я именно так задрожал, когда я это увидел. Я спустился на землю, чтобы сделать снимок, и положил руку на камеру. Но мне было так жаль этих мёртвых голых людей, фото которых останется потомкам, что я не мог сделать снимок.
Вид из окна парикмахерской которой управляла жена Мацусигэ на пожарную станцию напротив
И потом, тогда нам не разрешалось публиковать в газете фотографии трупов. Потом я пошёл дальше, я прошёл через ту часть города, которая сильнее всего пострадала. Я ходил почти три часа. Но я не смог сделать ни одного снимка того центрального района. В транспортной группе армии были и другие фотографы, и в газете тоже. Но тот факт, что ни один из них не смог ничего сфотографировать, показывает, насколько ужасной была бомбардировка. Я не горжусь этим, но меня немножко утешает, что я хотя бы пять фотографий смог сделать. Во время войны авианалёты были практически каждую ночь. После начала войны начались проблемы с продовольствием. Мы, пережившие все эти трудности, надеемся, что наши дети и внуки никогда не испытают таких страданий. Не только наши дети и внуки, но и все будущие поколения не должны переживать таких трагедий. Вот почему я хочу, чтобы молодежь услышала наши свидетельства и выбрала правильный путь, путь, ведущий к миру."
Парикмахерская, вид изнутри. Жена Ёсито в каске в кадре.
После взрыва в городе не осталось ни одной целой проявочной лаборатории. Мацусигэ нашёл в себе силы проявить плёнку только через двадцать дней. Он проявлял их ночью под открытым небом, промывал в ручье и развешивал сушиться на дереве. Когда Мацусигэ попытался их опубликовать, фотографии были конфискованы (американские военные забирали любой материал, будь то фотографии или кинохроника) — но у него не спросили про негативы.
Впервые его фотографии были опубликованы в 1952 году в журнале «Лайф» (LIFE) после окончания американской оккупации Японии. Мацусигэ дожил до 2005 года и умер в возрасте 92 лет.
https://diana-mihailova.livejournal.com ... #t95919760
Последний раз редактировалось
Ottokatz 06 авг 2021, 12:04, всего редактировалось 1 раз.