Запорожская Детская железная дорога - ДЖД  (культурно-развлекательный центр)

 

 

Адрес: г.Запорожье, ул. Луначарского, 1, ост. троллейбуса № 3.
Тел. (061) 764-41-44,  (061) 764-27-02
Директор Запорожской детской железной дороги: Михаил Черненький

.



 


Общая информация:


Детская железная дорога (Запорожье)ДЖД. В 500 метрах от ж/д вокзала "Запорожье-1" - пролегает узкоколейная детская ж/д, которая встречает гостей маленьким поездом-экспонатом, который детишки (постоянно) пытаются раскачивать. Здесь же размещается неплохой зоопарк, аквариум, зимний сад и террариум. Работают ежедневно. Таким образом, это целый культурно-развлекательный центр (хотя скорее - уголок), рассчитанный преимущественно на детей.

Морская свинка (зоопарк ДЖД, Запорожье)Железная дорога вполне функциональна. По ней действительно ходят маленькие составы. Пролегает узкоколейка по "облагороженным" плавням - мимо гребного канала. Преимущественно, из окон вагончиков открывается вид на заросли тополей и сосен, а также на новостройки Южного микрорайона ("Пески"). К 2008-2011 годам все станции ДЖД (кроме центральной) не функциональны: некоторые разрушены, некоторые изуродованы местными вандалами. Поезд остановок не делает, катаясь по кругу. Длина "узкоколеки" - 9 км.

Запорожская ДЖД -
одна из самых молодых детских железных дорог Украины и вторая по длине на территории бывшего СССР.

Детская железная дорога (Запорожье)Рейсы совершаются 8 раз в день (через каждые 45 минут: с 9.00. до 15.15., перерыв с 12.00. до 13.00.) по воскресеньям и на школьные каникулы.
 
Объекты Запорожской детской дороги работают ежедневно с 8.00 до 16.30 (билетные кассы с 8.00 до 15.30), а именно: зооуголок, аквариумный зал, выстовочный зал железнодорожного моделирования, зимний сад.

В течение календарного года поезд осуществляет рейсы в воскресенье, праздничные дни и на период школьных каникул. В летний период с 1 июня по 31 августа поезд курсирует с четверга по воскресенье, а также в праздничные дни по графику 10.15, 11.15, 13.15. График рейсов может меняться в связи с погодными условиями и по техническим причинам. (Любопытно, что раньше поезд ходил каждые полчаса, было 8 рейсов в день).
 
Цена билетов:

билет в зоопарк, билет на поезд: для взрослого - 32 грн, для ребенка - 13  грн.
посещение аквариума, зимнего сада, выставочного зала: для взрослого - 26 грн, для ребенка - 7 грн.
Изображение

До 2017 года цены были такими:
билет на поезд - 25 грн. (взрослым), 15 грн. (детям - до 12 лет);
билет в зооуголок - 25 грн. (взрослым), 15 грн. (детям - до 12 лет);
билет в каждый из залов ДЖД (террариум, аквариум, зимний сад) - 15 грн. (взрослым), 5 грн. (детям - до 12 лет).
Дети до трех лет - бесплатно.
Прим.: до 2010 года цены были - по 3 грн. - взрослый билет, по 1 грн. - детский. С 2010 по 2013 г.г. цена на билеты была - 5 грн. (взрослым), 3 грн. (детям).  В 2015 году уже 20 грн. (взр.) и 10 грн. (дет.).


Фото ДЖД в Запорожье

История ДЖД
 
Аллея на детской железной дороге (Запорожье)Запорожская детская железная дорога была построена в 1971—1972 годах по инициативе комсомольцев Запорожского электровозоремонтного завода и Запорожского автомобильного завода (ЗАЗ).  26 октября 1971 года постановлением бюро горкома Комсомола Украины (ЛКСМУ) была создана инициативная группа по организации строительства ДЖД. Возглавил её первый секретарь горкома комсомола Михаил Шульга. Проектирование детской железной дороги было поручено молодым сотрудникам проектных институтов Промстройпроект и "Титан". С порученной задачей они справились в считанные недели, и уже к концу ноября проект дороги в целом был готов. Параллельно шли и подготовительные работы на площадке будущей ДЖД.

К концу февраля 1972 года насыпь была уже почти готова. Строили её на субботниках комсомольцы и молодёжь города. Вполне в духе 1970-х годов горком комсомола объявил месячник по сбору металлолома для приобретения рельсов. Запорожские школьники собрали его более полутора тысяч тонн – количество, поражающее воображение! По личному указанию первого секретаря обкома КПУ Евгения Пьянкова, следившего за ходом строительства, весь собранный металлолом пошёл на "пионерскую плавку", а вырученные средства действительно были направлены на нужды строительства ДЖД.

19 мая 1972 году дорога была торжественно открыта. На момент открытия ее длина составляла 3,5 км, а на дороге было всего 3 станции: Жовтнева (Октябрьская), Спортивная, Юные Чапаевцы и одна промежуточная платформа Пионерская. На главной станции — Жовтневой — был сооружен вокзал и двустойловое локомотивное депо. Из подвижного состава на дороге были: тепловоз ТУ2-077, паровоз П24 и 5 вагонов Pafawag.

В марте 1972 года комсомольцы города, под руководством специалистов Запорожской дистанции пути, приступили к укладке верхнего строения пути. Тогда же началось строительство вокзала и двухстойлового локомотивного депо размером 50х12 м. К середине мая все строительные работы были закончены. На этот момент было уложено 3,46 км пути на песчаном балласте, устроено три станции: Жовтневая (в переводе с украинского – Октябрьская), Спортивная, Юные Чапаевцы и одна промежуточная платформа Пионерская.

Станция Жовтневая получила своё название по имени района города, где она располагалась, станция Юные Чапаевцы – в честь одноимённой молодёжной диверсионно-разведывательной группы, действовавшей в тылу врага на острове Хортица на Днепре (ныне в черте города Запорожья). Третья станция получила название Спортивной, потому что рядом с ней планировалось построить большой детский спортивный комплекс. (К сожалению, эти планы так и не были реализованы).

На детскую железную дорогу были доставлены тепловоз ТУ2-077 (работавший с 1957 по 1966 год на Рижской ДЖД), паровоз Кп4-456 (проект П24), подаренный дороге коллективом Запорожского электровозоремонтного завода и пять цельнометаллических пассажирских вагонов PAFAWAG.

Торжественное открытие первой очереди Запорожской детской железной дороги состоялось 19 мая 1972 года в день 50-летия Пионерской организации. На митинге присутствовало руководство Приднепровской железной дороги, представители местных, партийных и комсомольских органов. Ровно в 14.00 со станции Жовтневая отправился первый поезд. Вёл его юный машинист Геннадий Стасенко, ставший впоследствии начальником локомотивного депо Запорожье-II. А провожала юная дежурная по станции Валя Нескромная, тоже связавшая потом свою жизнь с железной дорогой.
19 мая 1972 года

К моменту открытия ДЖД, были построены здания вокзала и локомотивного депо размером 50х12 м, 3,46 км пути, где размещались: тепловоз ТУ2-077, присланный с Рижской детской железной дороги и паровоз, подаренный детской дороге коллективом Запорожского электровозоремонтного завода, а также пять цельнометаллических пассажирских вагонов. В день открытия уже функционировали три из восьми станций: Жовтневая, Спортивная, Юные Чапаевцы и одна промежуточная платформа под названием Пионерская.

Жовтневая станция получила свое название по имени района города, где располагалась детская железная дорога (сейчас это Коммунарский район). Станция Юные Чапаевцы была названа в честь одноименной молодежной разведывательной группы, действовавшей во время Великой Отечественной войны в тылу врага на острове Хортица. Третья остановка получила название Спортивной, потому что рядом с ней планировалось построить большой детский спортивный комплекс (эти планы так и не были реализованы).

Детская железная дорога расположилась на живописном берегу Гребного канала. Главная станция ДЖД – Жовтневая – находится всего в пяти минутах ходьбы от вокзала Запорожье-I и остановки общественного транспорта. Потому очень скоро дорога стала излюбленным местом отдыха горожан. Уже за первые шесть месяцев с момента открытия по ней было перевезено более 57 тысяч пассажиров. В 1973 году эта цифра удвоилась. Увеличилось и количество юных железнодорожников. Если в 1972 году на ДЖД занималось лишь 50 детей, то с 1973 года их количество превысило 900 (а на сегодняшний день – более 2 тысяч).

Раиса Алексеевна Козак, ставшая начальником Запорожской ДЖД с момента её формирования, как самостоятельного подразделения Приднепровской железной дороги, с первых дней работы не стала замыкаться лишь на преподавании детям железнодорожных специальностей. Для разностороннего развития ребят уже в апреле 1973 года на дороге был создан детский духовой оркестр.

В ноябре 1973 года, учитывая пожелания коллектива ДЖД, секретарь горкома ЛКСМУ Селин обратился к руководству Приднепровской железной дороги с просьбой о помощи в подготовке проекта и выделении необходимых материалов для строительства второй очереди детской дороги. Просьба была удовлетворена. В мае 1974 года под руководством специалистов  Запорожского отделения Приднепровской дороги комсомольцы города приступили к укладке пути второй очереди ДЖД.

На новом участке было дополнительно сооружено три остановочных пункта, ещё одна платформа была построена на действующем участке первой очереди. Станцию Юные Чапаевцы решено было переименовать в станцию 30 лет Победы, а название Юные Чапаевцы присвоить следующей за ней платформе. Остальным же платформам были присвоены названия Обелиск Славы (позже – Обелиск), Комсомольская, Гребной канал.

В том же 1974 году детская железная дорога получила в своё распоряжение ещё один тепловоз ТУ2, пять пассажирских вагонов PAFAWAG и две грузовые платформы. Платформы периодически использовались не только для хозяйственных поездов, но и для коммерческих грузовых перевозок – в дни соревнований на гребном канале детская железная дорога использовалась для доставки спортивного инвентаря.

В 1975 году был отставлен от работы паровоз Кп4-456. Несколько лет он простоял в тупике рядом с депо, а 1 августа 1979 года установлен на постамент на станции Жовтневая.

Торжественное открытие второй очереди детской железной дороги состоялось 17 мая 1975 года. Но к этому моменту не были готовы ещё постройки на новых станциях. Их сооружение началось лишь в августе 1975 года и завершилось к 10 мая 1976 года. Тогда же были построены и новые капитальные здания на станциях первой очереди (кроме Жовтневой).

Помимо технического усовершенствования дороги развивалась и культурная сфера. В дополнение к духовому оркестру в 1974–1975 годах на дороге появился вокально-инструментальный ансамбль, кино- и фотокружок, кружок железнодорожного моделизма, несколько спортивных секций.

В сентябре 1976 года на станции Жовтневая Запорожской ДЖД открылся зооуголок. Первым его жителем стал медвежонок Кузя. Несколько месяцев спустя свои места в нём заняли 18 видов редких птиц, привезённых из заповедника Аскания-Нова. С годами этот зооуголок превратился в настоящий большой зоопарк, до сегодняшнего дня – единственный в Запорожье. Причём, дети принимают самое активное участие в уходе за его питомцами.

18 марта 1977 года Совет юных железнодорожников Запорожской ДЖД обратился к дважды Герою Советского Союза лётчику-космонавту Павлу Поповичу с просьбой дать разрешение на присвоение его имени детской железной дороге. Буквально через две недели согласие было получено, но на преодоление бюрократических препятствий ушло несколько месяцев. Лишь 28 декабря 1977 года Запорожской ДЖД решением обкома ЛКСМУ официально было присвоено имя Павла Романовича Поповича.

В самом конце 1970-х годов вторые пути на станциях Спортивная и 30 лет Победы были демонтированы. Фактически они стали платформами, но ещё несколько лет по традиции продолжали именоваться станциями. (Сейчас о существовавшем когда-то путевом развитии напоминает лишь полуразрушенная вторая платформа на Спортивной и выходной светофор на 30 лет Победы, стоящий теперь против направления движения поездов.) Тогда же дорога была оснащена полуавтоматической блокировкой, а локомотивный парк ДЖД пополнился ещё одним тепловозом ТУ2.

13 мая 1980 года было принято решение о переименовании большинства остановочных пунктов Запорожской ДЖД. Вместо названий типа Пионерская и Комсомольская станциям и платформам были присвоены имена 12–14-летних героев Великой Отечественной войны – членов группы Юные Чапаевцы, действовавшей как раз на территории, где была построена детская железная дорога.

К 1980 году были так переименованы станции и платформы:

ст. Жовтнева так и осталась ст. Жовтнева
пл. Пионерская - пл. им. Володи Литяги
ст. Спортивная - ст. Юные Чапаевцы
пл. Обелиск так и осталась пл. Обелиск
ст. Юные Чапаевцы с- ст. 30 лет Победы
– пл. Юные Чапаевцы пл. им. Леонида Панфиловского
– пл. Комсомольская пл. им. Вилли Писаревича
– пл. Гребной канал пл. им. Христофора Емельянова

В 1982 году Запорожская ДЖД стала лауреатом премии Ленинского комсомола. Но и эта награда была не единственной у Запорожской ДЖД. Она неоднократно становилась победителем всесоюзных конкурсов ДЖД и обладателем звания "Правофланговая ДЖД". Многие воспитанники Запорожской ДЖД были удостоены медалей и дипломов ВДНХ.

В 1983–84 годах началось переоснащение дороги. Взамен изношенных вагонов PAFAWAG дорога получила несколько новеньких пассажирских вагонов ПВ51. Впоследствии, все польские вагоны были выведены из эксплуатации. Часть из них сняли с тележек и ещё несколько лет использовали в качестве складских помещений зооуголка на станции Жовтневая, а два были отправлены на Евпаторийскую ДЖД.

Летом 1984 года на станции Жовтневая был сдан просторный четырёхэтажный учебно-лабораторный комплекс. В нём с удобством разместились все существовавшие раньше кружки и открылись новые – танцевальный, хоровой и т.д. В оформлении интерьеров учебного корпуса принимал участие народный художник Украины Владимир Симчук.

В самом конце 1980-х годов началось строительства микрорайона Южный. У местных властей стали зреть планы закрытия ДЖД, но энтузиастам удалось отстоять своё детище. По плану одна из улиц и трубопроводы, связывающие новый микрорайон с остальной частью города, должна была пересечь линию ДЖД между станцией Жовтневая и платформой имени Володи Литяги. Из соображений безопасности от сооружения переезда отказались, а улицу решили пропустить над линией ДЖД.

В 1990 году рядом с локомотивным депо был отсыпан искусственный холм, в основании которого прорыт тоннель длиной 80 м, а по верху проложена автомобильная дорога. На обоих порталах тоннеля установлены металлические ворота, а сам тоннель используется для ночного отстоя состава. Так были решены сразу три проблемы – создание транспортного коридора до нового микрорайона, обеспечение сохранности подвижного состава и повышение интереса детей к ДЖД.

В середине 1990-х годов Запорожская ДЖД получила в своё распоряжение ещё один тепловоз – ТУ7А-3108, ставший на сегодняшний день основным локомотивом.

Весной 2002 года, к 30-летию Запорожской ДЖД, была проведена реконструкция всей дороги. Во многих местах был переложен путь, полностью заменены платформы на большинстве остановочных пунктов, отремонтированы станционные постройки. В том же году дороге пришлось расстаться с тепловозом ТУ2-077, открывавшим движение по ней 30 лет назад. После его списания локомотивный парк Запорожской ДЖД составляет два тепловоза ТУ2 с электропередачей и один тепловоз ТУ7А с гидравлической передачей.

В 2004 году из-за неисправности рельсовых цепей и необходимости больших финансовых вложений в их проверку и ремонт руководство ДЖД вынуждено было отказаться от использования на перегоне полуавтоматической блокировки. Движение поездов снова осуществляется по жезлам.

К 2010 году все станции, кроме одной (центральной - "Жовтневой") находятся в полуразрушенном состоянии и не фнукционируют.

Говоря о Запорожской ДЖД, нельзя не упомянуть тот факт, что на сегодняшний день она – одна из немногих детских дорог, движение поездов по которой продолжается и зимой. К счастью, климатические условия вполне это позволяют.

В 2012 полностью реконструировали одну станцию ДЖД -  имени 30-летия победы над фашистской Германией. А в августе 2012 года сместили с должности бессменного руководителя - Раису Козак.


Информация подготовлена по материалам сайта: dzd-ussr.ru, ZаБор
 

 

 

 
 
 
(Обновлено: 05.07.2018)