26.05.2009

Статья: "Дело Остапа Бендера живет и процветает"

 

 

Газета "Правда" уже писала о том, что в благотворительном фонде "Запорожские святыни" не все спокойно. Историко-культурный комплекс "700-летний Запорожский дуб" разворовывается и распадается на глазах горожан. Светлая идея приобрела темные оттенки. Приехав на место событий, мы были, мягко говоря, удивлены: возле дуба бесхозно валяется огромная ветка, от лавочек в мини-парке остались только борозды на сырой земле, в кафе побиты стекла, а дверь закрыта не на ключ, а на спички… Праздно шатающийся по территории охранник сказал, что спички – его рук дело. Такой, мол, поступил указ сверху – никого в это помещение не впускать. "Странный, однако, способ охраны", – подумалось. Вместо этого поинтересовались: "А чье это распоряжение?". "Солода"…

 
     
  Солодкие речи
 
 
 

Но вернемся на несколько лет назад, когда возле дуба царили одни руины и идея создания фонда "Запорожские святыни" лишь витала в воздухе. Ее генераторами были редактор издательства "Дикое поле" Александр Лазутин и бывший заместитель представителя Президента в Запорожской области Николай Горошко. "Это Саша привел меня к дубу", – рассказывает Николай Михайлович.

– Он переживал за судьбу дерева, но не мог найти источники финансирования. Вот и предложил мне за это взяться. Идея пришлась мне по душе, и я взялся. Поставил бетонную ограду, выложил каменный фундамент под ковку, разработал вместе со своей командой художественную концепцию возрождения комплекса и консервации дуба. Конечно, все это охранялось. Случай свел меня с Сергеем Солодом, директором ООО "Сервис ЛТД". Я начал убеждать его как бизнесмена, что вложить деньги в комплекс – это выгодная имиджевая деятельность. Он ответил, что государство должно ему налог на дополнительную стоимость, около 650 тысячи гривен. Но там очередь была такая, что можно было и не дождаться. Поможешь, мол, вернуть эти деньги, я дам на обновление комплекса 150 тысяч гривен. Теперь я не уверен, что он перечислил эти деньги в фонд, а не в свой карман. Но тогда я согласился. Благодаря моим связям, НДС Солоду вернули очень быстро и, причем, сполна. Мы сошлись на том, что дальше можно сотрудничать, создав фонд "Запорожские святыни". Эти деньги и стали первой трещиной в наших отношениях. О том, что ему вернули эти деньги, я узнал, как ни странно, не от него. На мой вопрос: "Почему же ты не звонишь, не делишься радостью?", он ответил "А что тут такого? Я бы и сам их вернул". Дальше лучше. Когда мы оформляли отведенную территорию под комплекс, Солод сказал: "Фонд регистрировать долго, сделаем это потом. У меня есть чистая фирма "Блис". Отводим на нее землю, начинаем работать, а тебя вводим учредителем". А когда землевладение было оформлено, заявил: "Знаешь, зарегистрируйся частным предпринимателем и заключи со мной договор о сотрудничестве". Вот тогда я все понял, не выдержал и стукнул дверью. На прощание я сказал: "Сергей, все вложенное мною в комплекс, я оставляю. Себе забираю только название фонда – "Запорожские святыни". Но в кратчайшие сроки под этим названием он фонд и зарегистрировал. Кстати, сколько точно в нем было денег, я не знаю, но то, что миллионы ходили – это точно. Средства перечислили около ста предприятий.

Что ж, пришла пора немного раскрыть загадку личности господина Солода. Сергей Вениаминович в прошлом – комсомольский работник, а также майор одной из силовых структур. Поговаривают, что КГБ. А в светлые перестроечные времена занимался перевозкой металлолома.
 

 
  Бизнес и ничего патриотического
 
 
 

Но вернемся к нашим дубам. В 2001 году частная фирма Солода "Блис" заключила договор аренды с Запорожским горсоветом. Причем, на весьма выгодных условиях: сроком на десять лет с освобождением от арендной платы до введения комплекса в эксплуатацию. Дальше была простая арифметика. По подсчетам на реконструкцию требовалось около четырех миллионов гривен. Но не вкладывать же свои деньги? Дело благое и просто требовало всенародной помощи. То есть за счет благотворительных средств, бесплатных работ и услуг. Вот здесь и сыграл свою значительную роль запорожский областной фонд содействию развития украинской духовности и культуры "Запорожские святыни", так как он спас от налогов.

После этого Солод ввел в члены фонда наделенных властью людей, благодаря которым и начался приток денег. Стоит отметить, что идея фонда и комплекса очень понравилась Евгению Карташову, который на тот момент был губернатором, а позже стал мэром. Его имя стоит первым в списке инициативной группы, расписным подчерком по золоту красуется на стенах храма. На той же стене, только чуть выше, вы можете увидеть фамилию нынешнего Президента, а в те времена премьер-министра Виктора Ющенко. Именно благодаря Николаю Горошко Виктор Андреевич принял посильное участие в разработке проекта.

Так, на первом этапе строительства было собрано около двух миллионов гривен. Но соль в том, что именно Сергей Вениаминович возглавил управление и мог распоряжаться деньгами на свое усмотрение.

Кстати, мы попытали счастье в Интернете, чтобы узнать о деятельности этого фонда. Введя в поисковой строке название организации, попали на один из запорожских сайтов в раздел "Гостиничные, отдых, развлечения": через запятую после "Запорожские святыни", шли "Кум, пан и я", банкетный зал "Чайка". А под этими названиями шла расшифровка:

"О компании

Услуги / Гостиничные, отдых, развлечения

Шинок КУМ, ПАН И Я – кафе в украинском стиле, украинская национальная кухня, старинная и современная "живая" музыка, украинские обряды, выставки искусств, выступления артистов, банкетный зал ЧАЙКА – на 90 мест посадочных мест, кинотеатр DOLBY SYSTEM".


Далее адрес и телефон. Хороши святыни, ничего не скажешь…

Конечно, у нас возник вопрос: как под эгидой благотворительного фонда можно давать рекламу подобных услуг? За пояснениями мы обратились к зампредседателя фонда Александру Собакарю:

– Комплекс должен был стать если и не туристической меккой, то хотя бы объектом, достойным посещения. На начальном этапе оно таким и было. Но постепенно превратилось в вотчину одного человека, который в своих корыстных целях исказил всю идею. За счет благотворительных средств изостудию превратил в свою дачу. В арт-зале каждые выходные проходили свадьбы. На все вопросы он отвечал, что полученные таким образом деньги идут на развитие комплекса, но ни разу не предоставил финансовые отчеты.

Сейчас новых поступлений практически нет, но Александр Николаевич считает, что "Святыни" могут заработать снова только при одном условии: спросить с Солода за каждую потраченную копейку из бюджета фонда и выдворить. Но как найти на него управу, зам председателя не знает.
 

 
  Доверяй, но проверяй
 
 
 

Власти города не вмешивались. До тех пор пока не начались проблемы у компании "Блис". В 2006 году в руководстве фирмы произошли изменения: Солод продал часть своих акций и от дел фирмы отстранился, оставшись только замом администратора кафе. На смену пришли новые учредители – Николай Даниленко и Алексей Ярмоленко.

– Когда мы пришли, компания была в плачевном состоянии: из-за Солода "Блис" погряз в долгах, которые перешли к нам по наследству. Не выплачивались зарплаты, на фирме "висели" машины, взятые в кредит. Мы со всем рассчитались, и, казалось бы, дела стали налаживаться. Но вскоре пошли проверки одна за другой: налоговая, пожарные, санэпидемстанция. Нам стало известно, что сверху дали установку: хоть что-нибудь найти.

И таки нашли. В акте проверки от 03.04.2008 комиссия установила ряд нарушений, среди которых странным образом попал и такой: "Протягом тривалого часу ТОВ "Бліс" ухилявся від сплати орендної плати внаслідок нездійснення відповідно до закону заходів щодо прийняття орендованих об’єктів у експлуатацію, в зв’язку з чим порушено п.5.2. Договору оренди". Но этот пункт нарушает и пункт 11.2 того же договора, который освобождал от этой платы. Как бы там ни было, управление коммунальной собственности Запорожского горсовета подало на "Блис" в Хозяйственный суд Запорожской области о расторжении договора аренды и возвращении объекта аренды. Судья Гандюкова, которая занималась рассмотрением этого дела, серьезных нарушений со стороны "блисовцев" не нашла и в удовлетворении иска полностью отказала. Но удача и явно кто-то еще не были на стороне предпринимателей – в апелляционном суде они проиграли. Сейчас "Блис" отстранен от культурно-исторического комплекса.
 

 
  Страсти Христовы
 
 
 

Интересная история связана с церквушкой. Вернее, с тем, что там должно было быть – иконостас, сделанный художником Анатолием Гайдамакой.

Настоятель храма протоирей Владимир:

– В эту церковь я пришел в прошлом году, и иконостас был. Потом Солод закрыл храм, якобы, чтобы отремонтировать пол. В итоге – ни ремонта, ни иконостаса. В конце лета мы с ним встретились, и я поднял вопрос о пропаже. Он ответил, что иконостас находится в определенном месте, и я за него должен выплатить 280 тысяч гривен. Конечно, я отказался от этого "предложения". А через несколько дней Солод позвонил мне и сказал, что он не знает, где иконостас, и написал заявление в милицию. Как сначала можно просить деньги за иконостас, а потом говорить, что не знаешь, где он находится? Парадокс какой-то получается. Позже выяснилось, что он – в Марьевке, но священник храма не знает, откуда он у них появился.
 

 
  Славное прошлое – залог будущего?
 
 
 

Не так давно члены Запорожского горисполкома приняли решение о передаче комплекса школе казацкого боевого искусства "Спас". Правда, казакам еще предстоит доказать, что они финансово благонадежны. В частности, им предстоит расплатиться за долги по электроэнергии. Президент Всеукраинской федерации национальных единоборств "Спас" Александр Притула:

– Комплекс начал разрушаться, и запорожский дуб остался без хозяина. Но ему надо продлить жизнь, и мы уже начали работы по его спасению. Сейчас готовятся договоры аренды. В самом комплексе будет одна из школ "Спаса". А вот увеселительного заведения, чтобы люди напивались и спали под дубом, не будет. Возможно, сделаем украинскую кухню, где мы будем передавать традиции наших предков. Также в планах создать воскресную казацкую школу. Что касается финансирования, то мы не откажемся от любой помощи. Мы готовим ряд мероприятий для привлечения неравнодушных.

От ответа на вопрос, будет ли "Спас" сотрудничать с фондом "Запорожские святыни", Александр ушел, а говорить о бывших арендаторах вообще отказался.
 

 
  Почти что эпилог
 
 
 

Вы спросите, а что же случилось с виновником торжества – Сергеем Солодом? С должности зама администраторов его уволили учредители "Блиса", но это не мешало ему ставить палки в колеса. Поговаривают, что он перебрался в Киев, прихватив с собой документацию "Святынь". Поэтому никто не может сказать, сколько в фонде было собрано средств. Из неофициальных источников нам стало известно, что бюджет фонда составлял около 12 миллионов гривен, из которых освоено всего 2,5.

А теперь внимание – вопрос! Почему в стороне остается мэр Евгений Григорьевич, когда так нужна его инициатива и помощь? Сколько веток еще должны упасть на землю, чтобы слова заменили действия? Судя по всему, дуб останется в памяти запорожцев не всеукраинской святыней, а очередным самопиаром.
 

 
  ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
 
 
 

Запорожский дуб на протяжении веков был местом паломничества миллионов людей. Точный его возраст сегодня никто не знает. Семисотлетним его называют, как минимум, последние сто лет. Ученые предполагают, что истинный его возраст превышает девять веков. Самые ранние, наиболее достоверные сведения о культовом поклонении священному дубу содержатся в работе летописца Х века нашей эры Константина Багрянородного. Современные археологические исследования подтверждают факты, изложенные в древней рукописи. Территории Порогов, Нижнего Днепра, Приазовья-Лукоморья были колыбелью формирования огромного количества этносов и культур, центром создания индоевропейской общности. Арамейцы, иранцы, тюркцы, протоболгары, сербы, хорваты, венгры, хазары, половцы – вот далеко не полный перечень народов, которые селились вокруг чудо-дерева. Один из основных специалистов в семантике индоевропейских мифов и символов Владимир Топоров связывает с запорожским дубом общеиндоевропейскую мысль о "Мировом Древе" и "Мировой Горе" Дуб, по его мнению, произрастает именно на краю Украинского кристаллического щита, который характеризуют массовые живописные выходы гранитов. Согласно древним писаниям, Мировое Древо является центром мира или Мировой Осью. Существует множество легенд, свидетельствующих о том, что боги слали с небес благословение на победу, дарили местным землям обилие влаги, щедрые урожаи. Дуб исцелял больных, одаривал миром и благополучием семьи. В годы Великой Отечественной войны Адольф Гитлер приказал распилить и вывезти дуб в Германию как символ победы арийского духа над славянским. Но дуб устоял.
 

..
 

 
     
  Вадим ЕРЧЕНКО  ("Прав.Да" от 12.03.2009)  
     
  Дополнительно:  

В тему:


Статьи:
10.03.09. Владимир Артемьев: "Тина Кароль тырила у Саши Панайотова хлеб"
01.03.09. Запорожские производители: кто они и что производят?  - "Знай наших!"
12.12.08. Элитные особняки запорожцев на берегах Днепра
17.10.08. Ющенко в Запорожье. Рушниковый период (+ Фото)
05.10.08. Проекты застройки Запорожья (от 2008 года)
12.02.08. Зал горсовета обновили на... 2 миллиона (фоторепортаж)
11.05.07. "Масти запорожской власти"
 
     
(Обновлено: 26.05.2009)