14.10.05 «Фестиваль «АЗИЯ-КИНО». День первый, порнографический»

 

В прошлой статье я уже ввел вас в курс дела о проведении в кинотеатре Довженко фестиваля восточного кино. Поэтому объемного вступления в этой вы не увидите. Если честно, то мне просто лень напрягаться и что-то придумывать. Следовательно, буду краток и перейду непосредственно к рецензированию первого дня кинофестиваля.

6.10.05. Пришел. Стою в фойе. Людей сегодня собралось раза в два больше чем на днях финского кино. И не поймешь из-за чего. То ли все ценители восточного кинематографа, то ли – любители «клубнички» (речь идет о характеристики жанра «Капризного облака» - первого фильма фестиваля – как эротического мюзикла), то ли – все синемано-меломаны или такие же «сомнительные» журналисты, как я… Стою дальше. Почему-то не начинают… В конце концов, после получасового ожидания (объем человеческой массы за это время слегка уменьшился) заветные двери открылись, увлекая в зал десятки заждавшихся и слегка раздраженных зрителей. Организаторы от своей традиции не отходили, так что без короткого спича, мини-конкурса и выступления Джан-Вэй, представительницы КНР, не обошлось. Было интересно и смешно, пока не погас свет…

«Капризное облако». Как-то не очень хорошо начал. Вы не подумайте плохого. Было и интересно, и смешно, но не всем… Неподготовленные к кинематографическому стилю Цай Мин-Ляна и не знакомые с его предыдущими работами истерически смеялись или закрывали глаза руками. Кто-то, скорее всего, в процессе просмотра испытывал отвращение, вплоть до рвотных позывов. А кто-то вообще не выдерживал и покидал зал, под многоголосое «Я не могу это смотреть!» окружающих. Я же был одним из переживших этот сеанс. Причем, скажу я вам, оно того стоило на все 100%. Просто понимание глубины этого произведения приходит значительно позже просмотра, хотя и во время него вырисовуется довольно-таки четкая, но многосложная картина. Сравнить ощущения от полученного легкого эмоционального шока я могу с прочтением произведений Виктора Сорокина. Разница лишь в том, что томик Сорокина удаётся вовремя захлопнуть, и бросить от омерзения на пол, а «Капризное облако» пришлось просматривать от и до без пауз и перекуров.

В чем же суть? Начинается все с пятиминутной и абсолютно неживой картинки подземного перехода, по которому после длительного ожидания таки проходят две героини этой ленты: одна, одетая в медицинский халат, несет в руках арбуз, другая – катит за собой чемодан. В следующем же кадре мы видим все туже женщину с арбузом, который теперь разрезан пополам и зажат у нее между ног. Появляется еще один герой, Сяо Кан (Ли Кан Шэн), и начинает… нежно ласкать мякоть арбуза языком, а затем засовывать в него палец: сначала один, затем больше. «Медсестра» стонет и испытывает от всего этого некое подобие оргазма, после чего Сяо Кан скармливает ей куски этого же арбуза. Один кадр сменяет другой. Он сверху с надетой на голову арбузной коркой, она под ним, кричит и извивается… И так далее. Статические, но точные, безупречные и красивые эпизоды сменяются неприкрытыми и явными порнографическими сценами, а так же… аляповатыми и бредовыми, но по своему стёбными и смешными, стилизованными под мюзиклы 60х фрагментами (чего только стоит участие в одном из них человека-пениса или лобызание бронзовых ног памятника Чану Кай-Ши). За что собственно данная картина и была окрещена эротическим мюзиклом, и поэтому попала у нас на большой экран. Получилась пикантная арт-хаус зарисовка на тему человеческих взаимоотношений и жизни в большом городе, перерастающая под конец фильма в тонкую психологическую драму. Но об этом подробнее…

Предыстория. Сян Ци и Сяо Кан, главные герои «Капризного облака» перекочевали к нам из более раннего произведения Цай Мин-Ляна «Который там час?» (2001). В этой картине Сян Ци (Чэнь Сянци) собирается в Париж и случайно встречает уличного торговца часами Сяо Кана. Она покупает единицу его товара и уезжает, а он влюбляется в неё настолько, что переводит все часы в Тайпее, столице Тайваня (где в основном происходят действия фильмов Мин-Ляна), на французское время. Но все течет, все изменяется… Она вернулась из Парижа, чему свидетельствует ряд эпизоды с чемоданом. Он больше не торгует часами, а снимается в любительском порно в том же многоквартирном доме, где живет Сян Ци. Связь между этими двумя картинами, скорее всего, косвенная, заставляющая осознать разве что силу испытываемых героями друг к другу чувств, но это как раз и передается посредством красочных и сверхдинамичных песенно-танцевальных эпизодов.

Арбузы. Арбуз в киноленте Мин-Ляна – не просто символ. Это отдельный персонаж. Ведь в умирающем от жажды Тайпее он заменят влагу, и меняет ряд социальных аспектов. По новым правилам, маленький желтый плод в руках означает верную дружбу, а спелый и алый на разломе гигант свидетельствует о пылкой страсти. И именно с таким вот спелым огромным арбузом в руках Сян Ци знакомится с Сяо Каном. Сам же автор так отзывается о больших полосатых ягодах: «Летом – они везде лежат разрезные пополам. Кажется, что они тебе улыбаются – они настолько зрелые, что трескаются, и, кажется, что эти трещины – улыбки. Они также метафорично представляют женское начало. Арбузы такие красные и блестящие, так и хочется съесть». Как похоже на старика Фрейда, не правда ли? Вот, оказывается, куда уходят корни описанной выше сцены с «медсестрой». Арбузный сок и косточки буквально переполняют картину. Они покрывают тела, они выступают в качестве объектов сублимации сексуальной энергии с последующим арбузорождением, они изображены на зонтиках в одном из самых стильных мюзикл-составляющих… Но, после просмотра «Капризного облака» есть их вам вряд ли захочется.

Софт-порно или жесткая эротика. Любое кино о любви стремится к порнографии. Секса здесь очень много. Но страсти нет вообще. Мин-Ляну удалось показать как изнанку процесса съемки порнографического кино (все эти хлопающе-хлюпающие звуки, отсутствие в нужный момент эрекции, стекающая по совокупляющимся телам омерзительно зеленоватая жидкость из-за недостатка нормальной воды и др.), так и обратную сторону секса вообще. Человек здесь всего лишь машина, обслуживаю свои собственные, исключительно, физиологические потребности. Но, не думайте, что данный подход вплетения трехиксовых кадров является новаторским введением Цай Мин-Ляна. Он здесь не первый, и уж точно не последний. Ведь в мировом кинематографе секс уже годов с 70х не табуируется, а откровенными порно элементами могут похвастаться такие матерые киноделы как Гаспар Ноэ, Ларс фон Триер, Лукас Мудиссон, Ким Ки-Дук, Франсуа Озон или даже Стэнли Кубрик. Причем, этот список далеко не полный. Порнография тогда сыграла в первую очередь культурную роль, ведь наличие ее в современном обществе – это факт номер один, говорящий о свободе печати. И только после, она была прибрана загребущими ручонками бизнесменов.
Цай Мин-Лян. Автор «Капризного облака» готовился к его съемкам порядка 10 лет, и за это время концепция слегка видоизменилась, что касается и актерского состава и кино в целом. Порнографическая и музыкальная стороны этого произведения были избранны Мин-Ляном по той простой причине, что оба эти жанра пользуются спросом практически у любого кинозрителя. Немногословность «Облака» обусловливается тем, что режиссер очень точно знает, что делает и какого эффекта хочет достичь.

Вердикт. Сверхнеоднозначное кино. Смотреть тяжело, особенно в кинотеатре. Потому что нет возможности остановить картинку и дать возможность успокоить распадающееся на части сознание. Любители «клубнички» могут не рассчитывать на высокохудожественные и полные эротизма образы. Здесь их нет. Секс здесь груб, сер и не пропитан никакими эмоциями. Смотреть людям до 16 лет строго не рекомендуется. И не потому что «порно». Просто могут разочароваться в сексуальной жизни большого города. Образы и фрагменты данного фильма очень четко отпечатываются в памяти и всплывают из ее глубин в самый неподходящий момент. Однозначно, не для семейного просмотра. Также не рекомендуется смотреть в компании со своими вторыми половинками во избежание последующего после просмотра сексуального голодания (она вам не даст – это точно!). Несмотря на все вышеперечисленная, я с радость могу заявить, что «Капризное облако» с легкостью войдет в анналы современного кинематографа. При всей своей чернушности, это одна из самых уникальных и неповторимых картин о любви. Так что первый день фестиваля азиатского кино не просто удался, а, буквально, морально разорвал зрительный зал.

Информации много не бывает, поэтому повторюсь, слегка переосмыслив уже написанное:

6-7 октября. «Капризное облако»

Жанр: психологическая драма с элементами легкой порнографии
Режиссер: Цай Мин-Лян
Сценарий: Цай Мин-Лян
В ролях: Ли Кан Шэн, Чэнь Сянци
Производство: Китай-Франция-Тайвань-Малайзия, 2005
Продолжительность: 112 мин.
Язык: китайский / пекинский (не важно, так как диалогов почти нет)
Перевод: русские субтитры

P.S. Такого катарсиса как в «Капризном облаке» вы не видели ни в одном другом кинофильме. Владимир Сорокин докуривает последние страницы «Сердец четырех».

 
Спасибо кинотеатру Довженко за предоставленную возможность просмотра программы кинофестиваля.
Иван Марасин
 

Специально для ZаБора